ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Новая системы оплаты труда педагогов (НСОТ) 2025

2025-04-28

Школьная педагогика

Новая системы оплаты труда педагогов (НСОТ) 2025

В статье рассмотрим

  • Что такое новая системы оплаты труда педагогов
  • Из чего состоит зарплата педагогов
  • Как осуществить переход на НСОТ
Софья Скворцова

6 мин

Новая система оплаты труда (НСОТ) — это значимая инициатива, которая меняет подход к начислению заработной платы педагогам и другим работникам образовательной сферы. Вместо привычной окладной системы, основанной на Единой тарифной сетке, вводится дифференцированный подход, который позволит учитывать индивидуальные достижения и вклад каждого специалиста в образовательный процесс.
В этой статье мы подробно рассмотрим, что собой представляет НСОТ и какие изменения она принесет в систему оплаты труда

Дифференцированный подход в оплате труда

Новая система оплаты труда (НСОТ) — это важное нововведение, которое изменяет подход к расчету зарплаты работников образовательной сферы. Вместо старой окладной системы, основанной на Единой тарифной сетке, НСОТ вводит дифференцированный подход, где размер зарплаты зависит от результатов работы каждого сотрудника.
В прошлом зарплата учителей и других педагогов определялась по окладу, который учитывал только квалификацию, стаж и категорию специалиста. При этом результативность труда не оказывала влияния на уровень вознаграждения. С введением НСОТ каждый сотрудник будет получать оплату, зависящую от его работы, ее качества и объема. Руководство образовательных учреждений теперь получает возможность самостоятельно распределять средства на зарплаты, назначая различные выплаты по своему усмотрению.

Зарплата учителей по новой системе делится на несколько частей:

  • базовую,
  • стимулирующую
  • компенсирующую
  • премиальные выплаты

Базовая часть покрывает выполнение должностных обязанностей, стимулирующая — это надбавки, которые могут назначаться школой, компенсирующая — за работу с детьми с ОВЗ или инвалидностью, а премии зависят от решений руководства и коллегиальных органов управления.

Также вводятся коэффициенты для различных дисциплин: например,

  • учителя по математике и физике будут получать повышенный коэффициент 1,3,
  • учителя по обществознанию и иностранным языкам — 1,1.

Таким образом, с НСОТ зарплата учителя теперь зависит не только от объема уроков, но и от количества учеников в классе, дополнительных часов и качества выполненной работы. В этой статье мы подробнее разберем, как работает новая система и какие преимущества и вызовы она несет для работников образования.

Принципы новой системы оплаты труда (НСОТ) в образовательных учреждениях

Принципы новой системы оплаты труда (НСОТ) в образовательных учреждениях, финансируемых из бюджета, основываются на нескольких ключевых аспектах.

  • Первым важным принципом является то, что зарплатный фонд учреждения формируется пропорционально числу обучающихся. Это означает, что средства из государственного бюджета выделяются на каждого ученика, и школа получает финансирование в зависимости от количества детей, которых она обслуживает.
  • Учитывая объем выделенных средств, образовательное учреждение имеет право самостоятельно составить штатное расписание, что дает большую гибкость в организации работы и распределении нагрузки среди сотрудников. Это позволяет более точно учитывать потребности школы и результаты работы педагогов.
  • Зарплата работников школы делится на две части: базовую и стимулирующую. Базовая часть — это гарантированная выплата, которая определена тарифами и обычными компенсациями. Стимулирующая часть зарплаты зависит от различных факторов, таких как успехи в работе, достижения, количество нагрузки и условия труда. Важно отметить, что теперь в стимулирующую часть могут входить такие обязанности, которые раньше не имели четкой регламентации, например, консультации с родителями, проверка домашних заданий, работа с документацией и управление специализированными кабинетами.
  • Кроме того, предусмотрено, что размер зарплаты руководства образовательного учреждения не должен значительно превышать среднюю зарплату других сотрудников, что способствует более справедливому распределению средств внутри коллектива.

Стимулирующие выплаты для педагогов

Стимулирующие выплаты, являющиеся одной из ключевых составляющих новой системы оплаты труда (НСОТ), предназначены для поощрения работников за конкретные достижения и стимулирования к повышению эффективности их труда. В отличие от традиционных премий, которые выплачиваются за отсутствие нареканий и выполнение должностных обязанностей, стимулирующие выплаты начисляются за особые результаты, достигнутые сотрудниками.

Очень важно, чтобы внутри образовательного учреждения были четко прописаны нормативные акты, регулирующие эти выплаты. В них должны быть определены:

  1. Виды стимулирующих выплат, которые могут включать как разовые, так и регулярные вознаграждения.
  2. Критерии для начисления: это могут быть результаты работы с учениками, участие в образовательных проектах, повышение квалификации и другие важные достижения.
  3. Размеры выплат или порядок их расчета, чтобы обеспечить прозрачность и справедливость в распределении средств.
  4. Периодичность выплат, которая может быть недельной, месячной или, например, по итогам полугодия или года.
  5. Процедура оценки достижений, проводимая директором и при участии образовательных советов, что обеспечивает объективность и учет множественных факторов.

Как правило, на стимулирующие выплаты выделяется около 30% от общего фонда заработной платы учреждения. Это дополнительное финансирование поступает из государственного бюджета в рамках введения НСОТ и направляется на вознаграждения за конкретные достижения и успехи педагогов и других работников образовательных учреждений.

Как перейти на НСОТ

Для того чтобы перейти на новую систему оплаты труда (НСОТ), образовательное учреждение должно внести изменения в свои внутренние нормативные акты, что, в свою очередь, требует согласия сотрудников. Этот процесс требует определенного соблюдения законодательных процедур.

Важно знать! Если рассматривать переход на НСОТ как изменение технологических условий или организации труда, то согласие работников не требуется. Однако если это затрагивает их условия труда, необходимо провести согласование.

Шаги, которые должен предпринять работодатель для перехода на НСОТ:

  1. Уведомление сотрудников об изменениях в условиях труда в письменной форме не позднее чем за два месяца до введения новой системы оплаты.
  2. Согласие сотрудников: если работник согласен работать в новых условиях, он должен подтвердить это письменно.
  3. Если работник не согласен с новыми условиями, ему следует предложить другие вакансии, если они имеются в наличии, включая более низкооплачиваемые должности или позиции в других подразделениях организации.
  4. При отсутствии вакансий или если работник отказывается от предложенных вариантов, его могут уволить в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ.
  5. С согласившимися сотрудниками заключается дополнительное соглашение, в котором прописаны новые условия оплаты труда, такие как оклады, компенсации, надбавки и стимулирующие выплаты. Важно, чтобы новые условия не были хуже старых.

Как быть готовым к постоянным изменениям в образовании

Заранее подготовиться к масшатбным изменениям поможет Институт ЕВИДПО. В нашем каталоге содержится более 60 курсов повышения квалификации и переподготовки для учителей. Обучение проходит онлайн в сжатые сроки, а для групп предусмотрены скидки!

Например курс Организация воспитательной деятельности по ФГОС НОО . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Подведем итоги

Таким образом, переход на НСОТ требует внимательного подхода и соблюдения всех предусмотренных процедур, что обеспечит плавное внедрение изменений в коллективе.

В статье мы рассмотрели новую систему оплаты труда (НСОТ), которая призвана заменить традиционную окладную систему на дифференцированный подход, учитывающий результаты работы сотрудников образовательных учреждений. НСОТ ориентирована на вознаграждение за конкретные достижения, улучшение качества труда и повышение эффективности работы педагогов.

Мы подробно обсудили, как будет формироваться зарплатный фонд, включая базовую и стимулирующую части, а также какие факторы будут влиять на стимулирующие выплаты. Применение НСОТ предполагает большую гибкость для образовательных учреждений в определении штатного расписания, а также в распределении выплат среди сотрудников.

Процесс перехода на НСОТ требует соблюдения ряда законных шагов, включая уведомление сотрудников, согласование новых условий труда и заключение дополнительных соглашений. Важно, чтобы изменения не ухудшали условия оплаты для работников.

Несмотря на потенциальные преимущества, новая система вызывает критику, так как некоторые опасаются, что она может привести к снижению стабильности доходов и несправедливому распределению выплат. Важно, чтобы переход на НСОТ был реализован с учетом интересов всех сторон, чтобы обеспечить справедливое вознаграждение за труд и стимулировать профессиональное развитие педагогов.

Посмотрите все курсы по направлению Школьная педагогика

к курсам

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4